Самый зрелищный и всеми узнаваемый памятник этого периода — собор Василия Блаженного. Однако лишь по его облику судить о том, как выглядела русская архитектура XV–XVII веков, было бы неправильно. Она гораздо многограннее
Русскую архитектуру XV–XVII веков принято объединять в один период, однако длился он так долго, что просто не мог ограничиться одним-единственным архитектурным стилем. Часть возведенных тогда построек относят к шатровому стилю, часть — к дивному узорочью и другим.
В рамках спецпроекта «Путеводитель по архитектурным стилям» рассказываем о знаковых памятниках русской архитектуры XV–XVII веков и об их создателях. А также о том, верно ли нарышкинский стиль, характерный для заключительной части этого периода, называть барокко.
Путеводитель по архитектурным стилям
Путеводитель по стилям архитектуры — это совместный проект «РБК Недвижимости» с Музеем архитектуры имени А. В. Щусева. В нем вместе с сотрудниками музея мы рассказываем о крупнейших архитектурных стилях и их ключевых особенностях, а также об архитекторах, работавших в этих стилях, и знаковых постройках, возведенных по их проектам.
Русская архитектура XV–XVII веков. Чем она отличается
Русское зодчество XV–XVII веков невозможно охарактеризовать в двух словах. «За это время сменилось несколько исторических эпох: княжеский период, рождение царства, Смутное время и начало правления новой царской династии. Каждая из этих эпох наложила свой отпечаток на отечественное зодчество», — рассказывает искусствовед, старший научный сотрудник Музея архитектуры имени А. В. Щусева Кирилл Постернак.
Как и в случае более ранних эпох, отслеживать развитие каменной русской архитектуры XV–XVII веков удобнее всего по храмовому зодчеству, а главным местом ее расцвета стала Москва. Московские князья считали себя преемниками князей Владимирских. Эти притязания явным образом отразились в архитектуре: возводившиеся в московских владениях храмы подражали церквям Владимиро-Суздальской Руси.
XV–XVI века
Вторая половина XV века стала временем стремительного возвышения Московского княжества, консолидировавшего вокруг себя русские земли. «Зримым воплощением нового статуса Москвы явился грандиозный ансамбль Кремля, реконструированный в конце XV — начале XVI века по образцу европейских замков-резиденций», — рассказывает эксперт. Работами руководили приглашенные итальянские зодчие. Они привнесли немало нового в русскую архитектуру. С их именами связывают даже начало шатрового зодчества — архитектурного стиля, для которого характерна многогранная форма завершения здания, напоминающая шатер, поясняют в Музее архитектуры.
Стык XVI–XVII веков
Трагические события Смутного времени (периода глубокого политического и экономического кризиса на Руси и иностранной интервенции) почти на два десятилетия прервали развитие отечественной архитектуры, поясняют в Музее архитектуры имени Щусева.
XVII век
«Расцвет Кремля. Всехсвятский мост и Кремль в конце XVII века». 1922 год(Фото: А. М. Васнецов / Public domain / Wikimedia Commons)
Новый этап в ее истории связан с активным строительством, которое велось в Москве в первой половине — середине XVII века по заказу царей из новой династии Романовых. «Сложные формы и богатый декор царских построек дали начало оригинальному стилю, известному в наши дни под названием дивного узорочья. Для него характерны обилие мелких деталей, яркая раскраска фасадов, почти скульптурные силуэты храмов», — рассказывает Кирилл Постернак.
Большое влияние на архитектуру XVII века оказала Русско-польская война 1654–1667 годов. Среди новых подданных московских царей оказалось множество мастеров — выходцев из Речи Посполитой. При их участии в русском зодчестве сложился так называемый нарышкинский стиль, говорят в Музее архитектуры имени Щусева. Его особенностью стало использование форм и изобразительных мотивов западноевропейского искусства в сочетании с новыми конструктивными и планировочными схемами.
Назван он в честь Нарышкиных — древнего боярского и дворянского рода, которые активно поддерживали Петра I в стремление привнести в Россию европейские веяния и возводили в своих имениях храмы в этом стиле. «Иногда этот стиль называют московским барокко, что не вполне верно: несмотря на многочисленные новшества, он был еще крепко укоренен в средневековой традиции», — поясняет эксперт.
Архитекторы, создававшие русскую архитектуру XV–XVII веков
Ридольфо Аристотель Фиораванти (примерно 1415–1486 годы)
Ридольфо Аристотель Фиораванти — итальянский архитектор и инженер, происходящий из семьи потомственных архитекторов. Считается, что под его руководством в Италии впервые было перемещено здание (это была 24-метровая колокольня). В Россию переехал в 70-х годах XV века. По его проекту простроен Успенский собор Московского Кремля.
Альвизе Ламберти да Монтаньяна (н/д — около 1531 года)
Альвизе Ламберти да Монтаньяна — итальянский архитектор, которого в Москве прозвали Алевизом Новым (до этого был еще один архитектор с таким же именем, который строил, например, стены, башни и ров Московского Кремля со стороны Неглинной). По его проекту построен Архангельский собор Московского Кремля.
Петр Франческо ди Аннибале (годы жизни неизвестны)
Петр Франческо ди Аннибале — итальянский архитектор, работавший в России в 30-е годы XVI века. На Руси он был известен под именем Петрок Малой, или Петр Малой Фрязин (последнее прозвище — это искаженное слово «франк», старорусского названия выходцев из Южной Европы). По его проекту построена Церковь Вознесения в Коломенском.
Главные памятники русской архитектуры XV–XVII веков
1. Троицкий собор Троице-Сергиевой лавры
Троицкий собор Троице-Сергиевой лавры(Фото: Soina Anastasia / Shutterstock / FOTODOM)
Троицкий собор был построен задолго до того, как Троице-Сергиев монастырь получил статус лавры (это произошло лишь XVIII веке). Храм невысокий и массивный, но в то же время выглядит очень стройным. Это достигается за счет того, что его стены и барабан (так в церковной архитектуре называют основание, на котором установлен купол храма) имеют небольшое сужение кверху, поясняют в Музее архитектуры имени Щусева.
Храм увенчан одним куполом, расположенным на высоком цилиндрическом барабане. Фасады разделены на три вертикальные части (прясла), которые завершаются полукружьями — закомарами.
«Такая композиция восходит к владимиро-суздальскому зодчеству, но в остальном собор демонстрирует черты нового времени. Колонки на фасаде заменены плоскими вертикальными полосками — лопатками. Вместо аркатурно-колончатого пояса устроен роскошный декоративный пояс из нескольких полос орнамента», — рассказывает Кирилл Постернак.
Троицкий собор Троице-Сергиевой Лавры. 1932 год (Фото: Д. П. Сухов / Музей архитектуры имени А. В. Щусева)«Внутренность Троицкого собора». Иллюстрация к книге «Путеводитель из Москвы в Троице-Сергиеву Лавру». 1856 год(Фото: А. Мартынов / Public domain / Wikimedia Commons)Фото: Soina Anastasia / Shutterstock / FOTODOMРезной орнамент собора(Фото: Ирина Дмитриева / CC 4.0 / Wikimedia Commons)
В интерьере собора находится древнейший сохранившийся на своем месте русский иконостас, в создании которого принимал участие Андрей Рублев. Для этого иконостаса предназначалось самое известное творение Рублева — «Троица».
2. Успенский собор Московского Кремля
Успенский собор Московского Кремля(Фото: volkova natalia / Shutterstock / FOTODOM)
Успенский собор Московского Кремля должен был стать главным храмом Московского княжества. Его строительством руководил итальянский зодчий Аристотель Фиораванти. В качестве образца архитектору был указан древний Успенский собор во Владимире.
Успенский собор в XIX веке(Фото: Генри Чарльз Брюэр / Public domain / Wikimedia Commons)Соборная площадь «Вид в проспект Успенской соборной церкви и перед оной площади и прочему строению» (Фото: И. А. Соколов, И. Гриммель / Музей архитектуры имени А. В. Щусева)Успенский собор. XIX век(Фото: Ш.-К. Башелье, Лемерсье / Музей архитектуры имени А. В. Щусева)Успенский собор в Кремле. 1883 год(Фото: Nikolai Naidenov / Public domain / Wikimedia Commons)Успенский собор. Конец XIX века(Фото: Музей архитектуры имени А. В. Щусева)Северная дверь собора(Фото: Alvesgaspar / CC 3.0 / Wikimedia Commons)Фото: Solodov Aleksei / Shutterstock / FOTODOM
«Фиораванти сохранил важнейшие черты прообраза: пятиглавие, позакомарное покрытие, аркатурно-колончатый пояс. Однако внутреннее устройство собора демонстрирует влияние идей Ренессанса. Архитектор убрал галереи второго яруса, которые затесняли интерьер, выровнял своды по высоте, сделал столпы круглыми в плане», — рассказывает Кирилл Постернак. В итоге храмовый интерьер приобрел вид торжественного дворцового зала.
3. Архангельский собор Московского Кремля
Архангельский собор Московского Кремля(Фото: Karachev Yuriy / Shutterstock / FOTODOM)
Архангельский собор Московского Кремля был возведен итальянским зодчим Альвизе Ламберти да Монтаньяна. За основу архитектор взял схему, восходящую к Успенскому собору Фиораванти — шестистолпный храм (то есть храм на шести внутренних опорах), поясняют в Музее архитектуры имени Щусева. Однако с запада к нему было добавлено еще одно членение. На западном фасаде в нижнем ярусе оно образует лоджию, в глубине которой находится главный портал собора. Пять глав сгруппированы очень тесно и сдвинуты к востоку.
Архангельский собор Московского Кремля. 1797 год(Фото: Джакомо Кваренги / Public domain / Wikimedia Commons)Архангельский собор Московского Кремля. 1882 год(Фото: Nikolai Naidenov / Public domain / Wikimedia Commons)Архангельский собор в Московском Кремле. 1968 год (Фото: В. Меркелова / Музей архитектуры имени А. В. Щусева)Архангельский собор. Конец XIX века (Фото: Музей архитектуры имени А. В. Щусева)Стенопись(Фото: Stan Shebs / CC 3.0 / Wikimedia Commons)Фото: Nelli Nekrasova / Shutterstock / FOTODOM
«Замечателен наружный декор храма. Это прекрасный образец венецианского Возрождения. Здание украшено пилястрами, поставленными в два яруса, закомары заполнены декоративными раковинами. В центральной закомаре западного фасада устроены четыре круглых окна, образующих крестообразную форму, как в храмах Венеции», — рассказывает эксперт. Дополняют убранство собора великолепные перспективные порталы, украшенные колонками, резными изображениями античных светильников, гирляндами фруктов и цветов.
4. Церковь Вознесения в Коломенском
Церковь Вознесения в Коломенском(Фото: Andrey Nosik / Shutterstock / FOTODOM)
Церковь Вознесения в Коломенском — первый шатровый храм на Руси. Стройная высокая церковь стала памятником в честь рождения наследника московского престола — будущего царя Ивана Грозного. Ее автором называют итальянца Петра Франческо ди Аннибале.
Церковь Вознесения Господня в Коломенском. 1805 год(Фото: Фёдор Алексеев / Public domain / Wikimedia Coomons)Церковь Вознесения в Коломенском. 1939 год (Фото: Н. Тамонькин / Музей архитектуры имени А. В. Щусева)Церковь Вознесения в Коломенском. Реконструкция основного объема (до побелки). 1940 год(Фото: В. Н. Подключников (по обмерам И. В. Рыльского, Б. Н. Засыпкина, В. Н. Подключникова) / Музей архитектуры имени А. В. Щусева)Фото: Aleksei Golovanov / Shutterstock / FOTODOMВнутренний вид шатра(Фото: A.Savin / Wikipedia)
«Долгое время господствовала точка зрения, будто он построен по образцу деревянных шатровых церквей. В настоящее время считается, что формы храма сочетают русские и западные (готические и ренессансные) мотивы», — рассказывает Кирилл Пастернак.
5. Собор Покрова на Рву (Василия Блаженного)
Собор Покрова на Рву (Василия Блаженного)(Фото: Natalia Paklina / Shutterstock / FOTODOM)
Храм Василия Блаженного (он же — собор Покрова на Рву) по праву считается одним из символов России. «Удивительно, но и в его создании, судя по всему, принимали участие иностранные зодчие. Со стороны Красной площади собор представляется живописным, лишенным всякой логики нагромождением объемов. В действительности его композиция строго симметрична», — поясняет эксперт.
Собор Покрова на Рву (Василия Блаженного). Реконструкция конца XVI века. 1555–1561 годы(Фото: В. А. Рябов / Музей архитектуры имени А. В. Щусева)Собор Покрова на Рву (Василия Блаженного). 1800-е годы(Фото: Ф. Я. Алексеев / Музей архитектуры имени А. В. Щусева)Собор Покрова на Рву (Василия Блаженного). 1555–1561 годы. Проект реставрации, 1950-е годы(Фото: Н. Н. Соболев / Музей архитектуры имени А. В. Щусева)Фото: Elena11 / Shutterstock / FOTODOM
В основе собора — девять отдельных церквей на общем основании. В центре находится высокий шатровый храм, вокруг которого крестообразно и по диагоналям группируются еще восемь храмов-башен с прихотливыми луковичными главками. Церкви с подобными планами можно найти в эскизах Леонардо да Винчи, уточняют в Музее архитектуры имени Щусева.
6. Церковь Троицы в Никитниках
Церковь Троицы в Никитниках(Фото: VLADIMIR_5 / Shutterstock / FOTODOM)
Церковь Троицы в Никитниках считается одним из первых памятников узорочья — архитектурного стиля, характеризующегося затейливыми формами, обилием декора, сложностью композиции и живописностью силуэта. Она содержит множество элементов, заимствованных из кремлевского строительства своего времени, рассказывают в Музее архитектуры имени Щусева.
Так, виртуозная каменная резьба очень близка к декору Теремного дворца в Кремле. «Вероятно, от кремлевских церквей происходит конструкция сомкнутого свода, осеняющего внутреннее пространство храма. Свод состоит из четырех изогнутых поверхностей, которые, поднимаясь от внутренних стен, плавно сходятся наверху. Снаружи своду отвечает так называемая горка кокошников», — говорит Кирилл Постернак.
Фото: Sergei Lozinskii / Shutterstock / FOTODOMЦерковь Троицы в Никитниках (Грузинской иконы Божией Матери). 1898 год (Фото: Л. Даль, Ф. Миколаевский / Музей архитектуры имени А. В. Щусева)Церковь Святой Живоначальной Троицы в Никитниках. 1882–1883 годы(Фото: И. Ф. Барщевский / Public domain / Wikimedia Commons)
Все сооружение венчается изящным пятиглавием. С севера к галерее церкви примыкает шатровая колокольня. Этот тип храма стал доминирующим в русской архитектуре XVII века.
7. Церковь Покрова в Филях
Церковь Покрова в Филях(Фото: Pukhov K / Shutterstock / FOTODOM)
Церковь Покрова в Филях — хрестоматийный образец нарышкинского стиля, рассказывают специалисты. И поясняют: ядро храма составляет прямоугольный объем, так называемый четверик. С четырех сторон к четверику примыкают полукруглые выступы, образующие в плане лепестки, а сам четверик увенчан массивным восьмигранником — восьмериком, — на который водружены еще два восьмерика меньших размеров. Центральный восьмерик и лепестки завершаются фигурными главками.
Покровская церковь в Филях в Москве. 1693–1694 годы(Фото: Ш.-К. Башелье по рисунку Орлова / Музей архитектуры имени А. В. Щусева)Фото: Elena Koromyslova / Shutterstock / FOTODOM
Церковь поднята на высокий подклет (цокольный этаж) и окружена открытой галереей. Стены украшены белокаменной резьбой, мотивы которой заимствованы из европейских архитектурных книг. В интерьере сохранился драгоценный иконостас, выполненный известным мастером Карпом Золотаревым.
Материалы и иллюстрации к статье подготовил:
Кирилл Постернак, искусствовед, старший научный сотрудник Музея архитектуры имени А. В. Щусева
Другие материалы спецпроекта «Путеводитель по архитектурным стилям»:
Источник — https://realty.rbc.ru/news/684146419a794711c97e4223