Россияне отмечают сдвиги в лучшую сторону и, кажется, больше не воспринимают сферу ЖКХ как выраженно проблемную. Однако список претензий к жилищно-коммунальным услугам по-прежнему выглядит наполненным
Похоже, в сфере жилищно-коммунального хозяйства россияне научились четко «отделять мух от котлет». Тарифы растут, и вряд ли это может радовать кого-то из конечных пользователей, однако при этом растет и уровень удовлетворенности услугами ЖКХ. По крайней мере, так гласят результаты недавнего исследования ВЦИОМ.
По сравнению с 2019 годом респондентов, которые отмечают улучшение ситуации с жилищно-коммунальными услугами, стало больше на 8 процентных пунктов, и теперь это 21%. Правда, тех, кто считает, что ситуация только ухудшилась, хоть и стало меньше на 4 процентных пункта, все равно много — 33%. Еще 36% (минус 5 процентных пунктов за пять лет) думают, что ничего вообще не поменялось. Иными словами, сфера ЖКХ в целом продолжает оцениваться сдержанно, хотя позитивный тренд намечается, считают аналитики ВЦИОМ.
Как подчеркивается в исследовании, три четверти россиян довольны состоянием своего дома, при этом собственный частный дом чаще дает ощущение комфорта, и доля полностью довольных там выше, чем в многоквартирных домах. Прямая связь наблюдается и с урбанизированностью: если в столицах доля довольных достигает девяти из десяти, то в селах показатель меньше — семь из десяти. Еще один фактор — доход: «богатые» заметно чаще «бедных» выражают удовлетворенность состоянием своего дома. Однако перечень проблем, с которыми сталкиваются россияне в сфере ЖКХ, остается разнообразным и наполненным, хотя за последние десять лет в нем произошли заметные изменения.
Неудивительно, что как в 2015-м, так и в 2025 году проблемный список возглавляют высокие тарифы за коммунальные услуги, но если раньше ими были возмущены 73% участников опроса, то теперь только 53%. Тарифы за жилищные услуги продолжают раздражать россиян, но тоже меньше, чем десять лет назад: 67% против 49%. При этом в 2015 году 41% опрошенных говорили о низком качестве жилищных услуг, а сегодня планка упала до показателя 18%. В сегменте коммунальных услуг не такая яркая, но также положительная динамика: было 29% недовольных — стало 22%.
Зато довольно резко вырос уровень возмущения отсутствием парковок (с 17% до 27%) и недобросовестностью управляющих компаний (с 18% до 27%). Чуть больше россиян беспокоят перебои с водоснабжением (прежние 14% против нынешних 20%) и в принципе плохое качество воды (24% против 28%), чуть меньше — проблемы с вывозом мусора (26% против 25%) и отсутствие надлежащего контроля со стороны правоохранительных органов (20% против 18%).
Что прямо заметно улучшилось с точки зрения участников опроса — так это ситуация с обветшанием жилого фонда (десять лет назад это считали бедой 36% респондентов, теперь только 23%) и с не соответствующим погоде отоплением (падение «уровня проблемности» с 29% до 15%). И если в 2015 году 3% россиян заявляли, что не видят в сфере ЖКХ вообще никаких проблем, то теперь таких стало 8%.
«Динамика за последние десять лет показывает, что ЖКХ постепенно теряет статус выраженно проблемной сферы: озабоченность базовыми проблемами существенно снизилась, но заметен рост внимания к институциональным аспектам, а также к локальным проблемам. Тип жилья формирует свой «профиль недовольства». Для тех, кто живет в многоквартирных домах, актуальнее такие проблемы, как тарифы, качество предоставляемых услуг, доступность жилья, работа управляющих компаний и парковки. А вот жителями частных домов ЖКХ воспринимается иначе: меньше претензий к управляющим компаниям и тарифам, но выше тревожность по поводу электроснабжения, водоснабжения и газификации. Их проблемы скорее инфраструктурные, «технические». Они менее вовлечены в коммунальную повседневность, но более чувствительны к сбоям в предоставлении базовых услуг», — отмечают эксперты ВЦИОМ.
Особо стоит подчеркнуть тот факт, что при все еще высоком уровне недовольства ЖКУ россияне остаются в стороне от решения вопросов в этой сфере: результаты опроса фиксируют низкий уровень вовлеченности жителей многоквартирных домов в управление ими. По данным ВЦИОМ, лишь шесть из десяти опрошенных знают, какая управляющая компания обслуживает их дом, и даже это можно считать невысоким показателем. А ведь среди зумеров семь из десяти участников опроса, а среди младших миллениалов — половина не знают свою УК.
«Стабильно участвует в собраниях собственников лишь каждый пятый, а половина не участвуют вообще, особенно низка активность у молодежи. Таким образом, модель многоквартирного дома как формы коллективной собственности фактически не реализуется: социальная инерция, недоверие и гражданская апатия лишают жильцов роли субъектов управления. На практике это воспроизводит структуру, в которой жители воспринимают себя не как совладельцы общего имущества, а как потребители услуг, не влияющие на происходящее», — резюмирует ВЦИОМ.
Источник — http://www.bfm.ru/news/577579