В России торжественный стиль барокко принято связывать с именем Растрелли — по его проектам построены Зимний дворец, дворцово-парковый ансамбль в Петергофе и пр. Но творили в этом стиле и другие архитекторы
При слове «барокко» многие вспоминают величественные и богато украшенные дворцы Санкт-Петербурга, который называют главным городом уникальных архитектурных экспериментов в России. Однако в постройки в этом архитектурном стиле есть не только в Северной столице.
В рамках спецпроекта «Путеводитель по архитектурным стилям» рассказываем, где еще имеются здания в стиле барокко, их архитекторах, а также о том, все ли эти объекты сохранились до наших дней.
Путеводитель по архитектурным стилям
Путеводитель по стилям архитектуры — это совместный проект «РБК Недвижимости» с Музеем архитектуры имени А. В. Щусева. В нем вместе с сотрудниками музея рассказываем о крупнейших архитектурных стилях и их ключевых особенностях, а также об архитекторах, работавших в этом стиле, и знаковых постройках, возведенных по их проектам.
Стиль барокко в российской архитектуре
Барокко — пышный стиль, зародившийся в Италии в конце XVI века и быстро распространившийся по всей Европе. Для архитектуры барокко характерны масштабность и торжественность, богатство декоративного убранства, неравномерная расстановка колонн, использование сложных, как правило, криволинейных форм.
На русскую землю барокко было принесено в царствование Петра Великого. Стремясь переустроить Россию по западному образцу, Петр активно приглашал иностранных архитекторов и отправлял учиться за границу русских зодчих. К этому времени относится основание новых городов, сооружение современных «звездчатых» крепостей.
«Широкое распространение получили ранее неизвестные в России типы производственных, административных и общественных зданий. Православные храмы строились в подражание кирхам и костелам, их колокольни увенчивались высокими шпилями. Уникальным архитектурным экспериментом стало основание на берегах Невы новой столицы — Санкт-Петербурга», — рассказывает Кирилл Постернак, искусствовед и старший научный сотрудник Музея архитектуры имени А. В. Щусева.
Дворцово-парковый ансамбль в Петергофе(Фото: David Tabachnikov / Shutterstock / FOTODOM)
Барочный стиль с обилием орнаментов, скульптуры и позолоты пришелся по вкусу русскому обществу. В короткий период отечественная архитектура прошла путь от стилистической разноголосицы петровского времени до блистательного, цельного стиля эпохи императрицы Елизаветы Петровны.
Как создать стиль барокко в интерьере: 6 приемов, советы дизайнера Недвижимость
Архитекторы, работавшие в стиле барокко России
Бартоломео Франческо Растрелли (1700–1771 годы)
Бартоломео Франческо Растрелли, которого в России часто назвали Варфоломеем Варфоломеевичем, — крупнейший представитель екатерининского барокко. Сын обрусевшего итальянца (скульптора по профессии), академик архитектуры Императорской Академии художеств. Среди знаковых строений, созданных по его проектам, — Зимний дворец в Санкт-Петербурге, павильон «Эрмитаж» в Царском Селе, ансамбль Смольного монастыря в Санкт-Петербурге и многие другие.
Савва Чевакинский (примерно 1709–1780 годы)
Савва Чевакинский — русский архитектор эпохи екатерининского барокко, главный архитектор Адмиралтейств-коллегии, в Санкт-Петербурге и его окрестностях создавал проекты в основном по заказам флота. Например, по его проекту построен Николо-Богоявленский морской собор в Санкт-Петербурге.
Дмитрий Ухтомский (1710–1774 годы)
Дмитрий Ухтомский — главный архитектор Москвы в период правления императрицы Елизаветы Петровны, дочери Петра I. Одна из его самых известных, но не сохранившихся построек стиле барокко по его проекту — Красные ворота в Москве.
Главные памятники в стиле барокко в России
1. Меншикова башня в Москве
Меншикова башня(Фото: E. O. / Shutterstock / FOTODOM)
Меншиковой башней называют церковь Архангела Гавриила. Она была построена по заказу князя Александра Меншикова, фаворита Петра I. В старой литературе ее автором называют Ивана Зарудного, но, вероятнее всего, он лишь контролировал строительство, а автором проекта был неизвестный иностранный архитектор, поясняют в Музее архитектуры имени Щусева.
«Ступенчатый силуэт башни напоминает колокольни голландских и прибалтийских церквей. Некогда она была выше на один ярус и венчалась стройным шпилем с фигуркой ангела. Западный портал церкви украшен сложными орнаментами и скульптурой», — рассказывает Кирилл Постернак.
Меншикова башня(Фото: Ovchinnikova Irina / Shutterstock / FOTODOM)Фото: Ovchinnikova Irina / Shutterstock / FOTODOMЦерковь Архангела Гавриила (Меншикова башня), 1970-е года(Фото: Музей архитектуры им. А.В. Щусева)
Меншикова башня сильно пострадала при пожаре 1723 года и впоследствии была восстановлена в упрощенном виде.
2. Дворцово-парковый ансамбль в Петергофе
Дворцово-парковый ансамбль в Петергофе(Фото: Shoobedoobe / Shutterstock / FOTODOM)
Уже в 1705 году на берегу Финского залива существовал путевой двор, служивший местом отдыха Петра I при поездках на остров Котлин. «Собственно, так он и получил свое название — «Петров двор», или «Питер хоф», — рассказывает Кирилл Постернак.
В 1710-е годы здесь начались работы по строительству загородной царской усадьбы. На гребне холма, с видом на море, были построены так называемые Нагорные палаты. У центральной их части на склоне холма был устроен каскад с золочеными статуями. Ближе к Финскому заливу был разбит Нижний сад с увеселительными павильонами и фонтанами.
Нагорные палаты несколько раз расширялись, а в царствование Елизаветы Петровны Бартоломео Франческо Растрелли взялся за полную их перестройку.
Дворцово-парковый ансамбль в Петергофе(Фото: Mistervlad / Shutterstock / FOTODOM)Фото: Mistervlad / Shutterstock / FOTODOMФото: zayatsphoto / Shutterstock / FOTODOM
«Новый огромный дворец протянулся вдоль кромки холма почти на 300 м. Его фасады сочетали в себе черты скромного петровского барокко и нового пышного стиля елизаветинского времени. Параллельно велись работы по реконструкции Большого каскада, Верхнего и Нижнего парков. Ансамбль Петергофа составил величественный дворцовый комплекс, достойный могущественного европейского монарха; при этом вход в его парки был свободным и запрещался лишь лицам «подлого» сословия и грязно одетым», — рассказывают в Музее архитектуры имени Щусева.
3. Павильон «Эрмитаж» в Царском Селе
Павильон «Эрмитаж» в Царском Селе(Фото: Olha Solodenko / Shutterstock / FOTODOM)
Само слово «эрмитаж» в переводе с французского означает «место уединения». В России так называли павильоны при дворцах, где монарх мог проводить время в кругу близких лиц. Самым сложным и самым изысканным стал павильон «Эрмитаж» в Царском Селе, возведенный архитектором Михаилом Земцовым и позднее перестроенный Франческо Растрелли, поясняют в Музее архитектуры имени Щусева.
Павильон «Эрмитаж» в Екатерининском парке в Царском Селе. 1761 год(Фото: Музей архитектуры имени А. В. Щусева)Фото: Alex 'Florstein' Fedorov / CC 4.0 / Wikimedia Commons
«Здание состоит из нескольких сомкнутых объемов и словно раскрывается к зрителю распростертыми крыльями. Его углы выделены сдвоенными колоннами на высоких пьедесталах. Центральный объем увенчан фигурным куполом. Среди интерьеров «Эрмитажа» наиболее примечателен главный зал с подъемным столом. Специальный механизм позволял подавать сервированные блюда без личного присутствия слуг», — рассказывает Кирилл Постернак.
4. Зимний дворец в Санкт-Петербурге
Зимний дворец(Фото: Rostislav Ageev / Shutterstock / FOTODOM)
Зимний дворец в Санкт-Петербурге — прославленное произведение Растрелли. Размерами и великолепием он должен был превзойти все прежние царские резиденции, стать символом богатства и мощи русского государства, говорят в Музее архитектуры имени Щусева.
Перед архитектором стояла сложная задача, рассказывают эксперты. Фасады дворца были слишком протяженными. Чтобы они не выглядели мрачными и подавляющими, архитектор разбил их особыми выступами — ризалитами — и декорировал множеством колонн, поставленных в два яруса. Архитектурная декорация дополнялась лепными украшениями и скульптурами. Внутри Растрелли задумал анфилады роскошных залов.
Зимний дворец. 1780-е годы(Фото: Музей архитектуры имени А. В. Щусева) «Проспект старого Зимнего дворца с каналом соединяющим Мойку с Невою», 1716-1727 года (Фото: Махаев М.И. / Музей архитектуры имени А. В. Щусева)Зимний дворец. Из серии литографий с видами Санкт-Петербурга, cередина XIX века(Фото: Шарлемань И.И. / Музей архитектуры имени А. В. Щусева)Фото: TTstudio / Shutterstock / FOTODOMФото: Stanislav Samoylik / Shutterstock / FOTODOM
«К сожалению, интерьеры Зимнего дворца погибли во время пожара 1837 года. В первоначальном виде были восстановлены только парадная лестница и дворцовая церковь», — поясняет Кирилл Постернак.
5. Ансамбль Смольного монастыря в Санкт-Петербурге
Ансамбль Смольного монастыря в Санкт-Петербурге(Фото: dimbar76 / Shutterstock / FOTODOM)
Смольный монастырь в Санкт-Петербурге — еще одно этапное произведение Франческо Растрелли. Жилые и служебные корпуса монастыря расположены в виде равноконечного креста, в центре которого, посреди парадного двора, стоит собор. В то время он был крупнейшим купольным зданием России, уточняют в Музее архитектуры имени Щусева.
Воскресения Христова Смольный собор Смольного монастыря. Андре Дюран (художник, литограф), О. Раффе (автор стаффажа). 1847 год(Фото: Музей архитектуры имени А. В. Щусева)Смольный монастырь в Санкт-Петербурге. Вторая половина XVIII века (Фото: Музей архитектуры имени А. В. Щусева)Смольный монастырь, первая половина XIX века (Фото: Перро Ф. / Музей архитектуры имени А. В. Щусева)Фото: Dmitriy Yakovlev / Shutterstock / FOTODOMФото: Meoita / Shutterstock / FOTODOM
«Растрелли спроектировал собор в соответствии с древней традицией — о пяти главах, — но сделал это совершенно необычным образом. К барабану центрального купола с четырех сторон он пристроил двухъярусные башни с луковичными главками. Так ему удалось соединить барочный купол и русское пятиглавие», — рассказывает Кирилл Постернак.
6. Николо-Богоявленский морской собор в Санкт-Петербурге
Николо-Богоявленский морской собор(Фото: RobNaw / Shutterstock / FOTODOM)
В XVIII веке Николо-Богоявленский морской собор являлся главным храмом русского флота. Его строительством руководил архитектор Адмиралтейств-коллегии Савва Чевакинский.
«Широко расставленные мощные купола храма напоминают древнерусские соборы. Углы здания обработаны пучками колонн. Собор двухэтажный, но это не выявлено на фасадах», — рассказывает сотрудник Музея архитектуры имени Щусева.
Николо-Богоявленский морской собор(Фото: Aleksandr Medvedkov / Shutterstock / FOTODOM)Николо-Богоявленский морской собор, 1947 год(Фото: Шиманский С.Г. Музей архитектуры имени А. В. Щусева)Внутренний вид Николо-Богоявленского морского собора(Фото: Public domain / Wikimedia Commons)Фото: Darth_Fobie / Shutterstock / FOTODOM
Интерьеры верхнего и нижнего храмов полностью сохранили отделку XVIII века с богатыми резными иконостасами. Отдельно стоящая увенчанная шпилем колокольня собора по своим формам и пропорциям является одной из лучших в России.
7. Красные ворота в Москве
Картина «Площадь Красных ворот», художник Бодри Карл. 1840 год(Фото: Public domain / Wikimedia Commons)
Красные (они же Мясницкие) триумфальные ворота в Москве изначально были возведены из дерева к коронации императрицы Елизаветы Петровны в 1742 году. Их автором был архитектор Михаил Земцов. В 1753–1757 годах московский зодчий Дмитрий Ухтомский отстроил ворота заново в камне, сохранив их прежний вид.
«Это было весьма импозантное сооружение. Ворота имели три арки, обрамленные колоннами, и венчались башенкой с фигурой Фамы, или Славы», — рассказывает Кирилл Постернак.
Красные ворота в Москве. Арну Жан-Батист, XIX век(Фото: Public domain / Wikimedia Commons)Фрагмент фасада Красных ворот в Москве. 1920-е годы(Фото: Музей архитектуры имени А. В. Щусева)Центральная арка Красных ворот в Москве. 1920-е годы(Фото: Музей архитектуры имени А. В. Щусева)Площадь Красные Ворота. 1916–1917 годы(Фото: Public domain / Wikimedia Commons)
Вплоть до начала XX века Красные ворота являлись одной из достопримечательностей Москвы. Несмотря на свою известность, они были разобраны в 1928 году при реконструкции площади.
8. Церковь Захарии и Елизаветы в Тобольске
Церковь Захарии и Елизаветы в Тобольске(Фото: Alexander Tsirlin / CC 4.0 / Wikimedia Commons)
Церковь Захарии и Елизаветы в Тобольске — центральный памятник сибирского барокко. Построена она каменных дел мастером Андреем Городничевым по проекту, присланному из Санкт-Петербурга.
Ее общая композиция, группировка объемов восходят к церквям Русского Севера, но традиционные формы здесь преображаются в новом духе. Завершения стен приобретают сложные причудливые формы. Угловые главки ставятся на фигурные фронтончики, развернутые на 45 градусов. Необычную конфигурацию приобретает кровля, поясняют в Музее архитектуры имени Щусева.
Церковь Захарии и Елизаветы. Начало XIX века(Фото: Public domain / Wikimedia Commons)Фото: Óðinn / CC 2.5 CA / Wikimedia Commons
«Этот памятник произвел эффект разорвавшейся бомбы. Образ тобольской церкви неоднократно воспроизводился в сибирских храмах вплоть до начала XIX века», — рассказывает Кирилл Постернак.
Материалы и иллюстрации к статье подготовил
Кирилл Постернак, искусствовед, старший научный сотрудник Музея архитектуры имени А. В. Щусева
Источник — https://realty.rbc.ru/news/67f3e23d9a7947952f966495