Новые музейные и театрально-образовательные кластеры повышают планку окружающей застройки, дают импульс к созданию принципиально новой городской среды и вводят в российскую практику уникальные строительные технологии
В продолжение разговора о четырех музейных и театрально-образовательных кластерах (МиТОК), которые создаются сегодня в Калининграде, Кемерове, Севастополе и Владивостоке, исполнительный директор ВЭБ.РФ Ксения Титова отмечает, что в новейшей истории России много примеров того, как крупные инфраструктурные проекты становились новыми центрами роста. «И география таких перемен к лучшему довольно широка. Скажем, наследие международных событийных мероприятий — это и Универсиада в Казани, и Олимпийские игры в Сочи, и инфраструктура к чемпионату мира по футболу 2018 года, который проходил сразу в 11 городах России», — напоминает эксперт.
Ксения Титова исполнительный директор ВЭБ.РФ «Единая федеральная стратегия позволит обеспечить комплексный подход и синхронизацию с другими инициативами, как, например, федеральный проект «Пять морей и озеро Байкал», в рамках которого морские курорты общей емкостью 10 млн туристов реализуются в том числе в Калининградской области, Приморском крае и в Крыму. Культурно-образовательный кластер — целый комплекс объектов разного назначения, в том числе жилье для сотрудников и учащихся, гостиницы, общепит. Для городов это возможность диверсифицировать структуру экономики и повысить качество жизни людей, в том числе за счет расширения доступа к образовательным и культурным возможностям национального уровня. Несомненно, такие объекты станут точками притяжения жителей всех соседних (и не только) регионов и создадут дополнительные возможности развития региональных центров Дальнего Востока, Сибири, юга и северо-запада России».
«Компания «Стройтрансгаз» не просто строит здания. Мы создаем территорию, на которой архитектура, природа и городская жизнь гармонично взаимодействуют. Каждая деталь, от выбора растений до малых архитектурных форм, продумана так, чтобы пространство было удобным, красивым и живым. Наша задача — сформировать целостную городскую среду, где каждый элемент инфраструктуры работает на комфорт, эстетику и функциональность», — рассказывая о МиТОК в Калининграде, директор по стратегическим коммуникациям компании «Стройтрансгаз» Михаил Рычагов, по сути, подтверждает слова Ксении Титовой.
Михаил Рычагов директор по стратегическим коммуникациям компании «Стройтрансгаз» «Прилегающие территории всех объектов калининградского комплекса — филиала Третьяковской галереи, Балтийской высшей школы искусств и Театра оперы и балета — объединены в единое пешеходное пространство площадью более 6,5 тысячи квадратных метров. Здесь предусмотрены парковые зоны (более трети территории отведено под озеленение), площадки для отдыха с современным дизайном, амфитеатр для мероприятий под открытым небом, единая пешеходная зона, связывающая все объекты кластера. Концепция благоустройства, разработанная совместно с Градостроительным советом области, сочетает строгий графичный стиль с неприхотливым, но изысканным озеленением — это пространство, которое будет оставаться привлекательным в любое время года. Конечно, как использовать его в дальнейшем, решать самим пользователям комплекса. Но здесь созданы комфортные условия для выставочных павильонов под открытым небом, детских творческих студий или даже фестивальных площадок, поскольку кластер уже становится центром притяжения для крупных мероприятий».
В целом для Калининграда появление МиТОК стало импульсом для урбанистического и градостроительного развития, задав и новые стандарты качества среды, и более высокую планку для будущей застройки.
Строительство Театра оперы и балета в Калининграде. Фото: Валерия Мозганова/BFM.ru
«Окружающие пространства уже начинают трансформироваться: растет спрос на жилье, развивается инфраструктура, появляются новые общественные зоны. Жилые кварталы для сотрудников и учебные заведения формируют полноценную экосистему, где работа, образование и жизнь сочетаются органично. Самый западный регион России теперь ассоциируется не только с историей, но и с современным искусством, инновациями в градостроительстве, а еще — с высокого уровня образованием, у которого есть все шансы составить конкуренцию столичному», — уверены в пресс-службе «СТГ-Запад».
Филиал Российского государственного института сценических искусств в Кемерове. Фото: пресс-служба компании «Стройтрансгаз»
И в Кемерове уже на момент начала строительства было принято решение, что СТГ не только возведет комплекс, но и поможет с его интеграцией в культурную жизнь столицы Кузбасса. «Один из девизов нашей компании — «Ведем культурное строительство». Но для формирования культурной среды мало построить здание даже самого современного театра или музея», — утверждает генеральный директор АО «СТГ-Сибирь» Сергей Мариинский.
Сергей Мариинский генеральный директор АО «СТГ-Сибирь» «С самого начала в 2019 году вместе с резидентами комплекса, при поддержке властей всех уровней, департамента информационной политики администрации Кузбасса, журналистов и активных жителей мы начали большую просветительскую работу — по сути, мы объединили всех, чтобы вместе вести «культурное строительство» не только на уровне возведения металлических балок или посадки газонов, но и участвовать в изменении менталитета людей в регионе, «настраивать» культурную волну. Сотни мероприятий и более 3,5 тысячи публикаций общего проекта «Культурная волна» привлекли внимание жителей Кузбасса к объектам, убедили в их важности и необходимости для региона. Конечно, комплекс расширит его культурно-туристическую привлекательность: в настоящее время в Сибирском ФО только два театра оперы и балета — в Новосибирске и Красноярске; существующая транспортная инфраструктура Кузбасса позволит жителям соседних регионов с комфортом добираться до Кемерова для посещения оперных и балетных постановок. Одновременно строительство нового театра снизит загруженность существующих и создаст конкуренцию, что позволит повысить качество. Наконец, появление культурного кластера непременно затронет развитие других сегментов экономики, таких как туризм и сфера услуг: будут развиваться логистические центры, точки общественного питания, гостиничные комплексы с различной ценовой политикой — от эконом- до премиум-класса».
Другой немаловажный аспект появления МиТОК связан с тем, что создаются они с применением самых современных технологий, которые выводят на новый уровень строительную отрасль не только «своих» регионов, но и всей страны, поскольку многие из предложенных архитекторами и проектировщиками решений являются уникальными. Скажем, в сейсмоопасном Крыму впервые при создании объекта культуры применили технологию мостостроения — шарнирные опоры, которые были спроектированы и изготовлены российскими предприятиями специально для севастопольского театра оперы и балета.
Строительство Театра оперы и балета в Крыму. Фото: пресс-служба компании «Стройтрансгаз»
«Один из самых конструктивно сложных элементов театра — парящая консоль, общественное пространство, доступное без посещения спектаклей. Это уникальная смотровая площадка с выдающейся в сторону моря открытой эксплуатируемой террасой с вылетом более 35 метров, нависающей над уровнем земли более чем на 15 метров. Конструкция станет не просто террасой на морском берегу, но и «спрячет» внутри помещения для артистов, гримерные и костюмерные. Сама консоль состоит из ферм, которые по отдельности имеют вес до 300 тонн, а вся конструкция весит 2118 тонн: такой длины и такого веса фермы в России еще не монтировали. Сложность заключается в том, что часть кровли и опоясывающих металлоконструкций опираются как раз на парящую консоль. То есть необходимо было произвести такие расчеты и спроектировать все таким образом, чтобы эта консоль не только свой собственный вес удерживала, но и стоящие на ней конструкции», — делятся подробностями севастопольские эксперты.
Строительство театрально-образовательного комплекса на острове Октябрьском в Калининграде. Фото: пресс-служба компании «Стройтрансгаз»
В Калининграде остров Октябрьский, где создается новый комплекс, долгое время оставался неосвоенным из-за сложных геологических условий: подвижные грунты делали капитальное строительство крайне затруднительным. Первым шагом стал стадион к ЧМ-2018, появление которого доказало: здесь можно создавать масштабные инфраструктурные объекты. Ну а строительство МиТОК в пресс-службе «СТГ-Запад» называют «настоящим технологическим прорывом. Например, при возведении филиала Большого театра мы применили уникальные сорокаметровые буронабивные сваи диаметром один метр, что позволило обеспечить устойчивость здания и открыло новую главу в застройке острова».
Мария Болдырева — генеральный директор компании Wild Team, которая разрабатывала проектную и рабочую документацию, а также BIM-модели калининградского филиала Третьяковской галереи, в беседе с Бизнес ФМ призналась: проекты такого масштаба «всегда сложны по определению — здесь нет ничего стандартного и привычного. Каждый проект уникален, это здание с высокой архитектурной и инженерной плотностью, где буквально каждый метр пространства должен быть одновременно эстетичным, функциональным и технологически продуманным».
Мария Болдырева генеральный директор проектной компании Wild Team «Сложности начались уже на этапе координации: десятки подрядчиков, технологий, поставщиков, жесткие сроки, насыщенная повестка у заказчика. В подобных проектах очень легко потеряться, и ключевая задача команды проектировщиков здесь и в грамотной документации, и в умении собрать все воедино, синхронизировать процессы и удерживать целостность архитектурной идеи. Тут я бы сравнила музеи с центрами обработки данных, которые мы много проектируем. Как и в ЦОД, в каждом музейном проекте приходится что-то перепридумывать заново, чтобы сделать здание еще более эффективным. Дополнительная сложность, или лучше сказать, особенность, — это специфика музейных пространств. Здесь действует набор жестких требований: особый микроклимат, контроль влажности, температур, освещенности, и, в отличие от ЦОД, в музее все нужно спрятать — инженерные системы обязаны работать, но оставаться максимально незаметными для посетителя. Выставочные пространства не должны напоминать о своей высокотехнологичной инженерной начинке. Наша задача как архитекторов заключалась в том, чтобы эти системы грамотно «вшить» в интерьер. Иногда это значило буквально встраивать вентиляционные коллекторы в архитектурные элементы, решать сложные сопряжения, чтобы убрать воздуховоды и оборудование, не нарушая облик пространства. И тот факт, что проект принимает посетителей на выставках и концертах в полном объеме, — лучшая оценка всей команды».
Подводя итог, ведущий консультант по развитию территорий международного бюро развития территорий Atlas Артем Киселев отмечает, что создание МиТОК поддерживает тренд на комплексное развитие территорий в городах России, позволяет не только формировать современную инфраструктуру для культуры, досуга и творческого образования в новых районах, но и давать импульс для ревитализации уже застроенных городских территорий. «Важно, чтобы такие объекты органично встраивались в жилую, социальную и коммерческую среду, превращаясь в новые многофункциональные городские центры, а не становились обособленными «парками развлечений» с ограниченным доступом на периферии», — считает эксперт.
Артем Киселев ведущий консультант по развитию территорий международного бюро развития территорий Atlas «Строительство культурно-образовательных комплексов позволяет городам не просто развивать культурно-досуговую инфраструктуру, но и решать важные социальные задачи — удерживать социальный капитал. Это до сих пор остается серьезным вызовом: одной из ключевых причин оттока людей часто становится отсутствие насыщенной культурной жизни. Доступ к инфраструктуре и возможностям досуга столичного уровня — важный шаг для привлечения и удержания молодежи. Кроме того, такие кластеры могут стать драйвером трансформации городской экономики: активизировать туризм, развивать креативные индустрии, привлекать специалистов и создавать рабочие места в новых отраслях».
Безусловно, такие объекты должны быть архитектурно выразительными и качественно вписанными в городскую среду, но их успех зависит не только от облика — куда важнее наполнение и смысл, утверждает эксперт. «Важно, чтобы образ культурного кластера отражал городскую идентичность и был интересен разным аудиториям: туристам, жителям близлежащих районов, горожанам «выходного дня». Необходима продуманная работа с событийным программированием территорий — насыщение пространств событиями, активностями и живым контентом. Именно так кластеры смогут объединять людей вокруг себя и становиться новыми центрами притяжения», — уверен Артем Киселев.
Источник — http://www.bfm.ru/news/579640