Теперь рассматривают альтернативный путь — обновление старых Ан-2 за счет установки новых двигателей. Ранее вице-премьер Юрий Трутнев сообщил, что программа по созданию самолета «Байкал», который должен был заменить Ан-2, прекращена
Доработка самолета «Байкал» продолжается с учетом ранее полученных замечаний, заявили в пресс-службе Минпромторга. «В рамках госконтракта будут изготовлены новые и доработаны существующие опытные образцы двигателя ВК-800СМ, воздушного винта АВ-901 и самолета ЛМС-901 («Байкал»), проведены сертификационные работы, подготовлена документация с целью получения сертификатов типа, а также одобрений главного изменения по расширению области их применения», — сообщили в министерстве.
Ранее вице-премьер Юрий Трутнев сообщил, что программа по созданию самолета «Байкал», который должен был заменить устаревший Ан-2, известный как «кукурузник», прекращена. Самолета «Байкал» у нас не ожидается. Работа зашла в тупик, заявил Трутнев на заседании в Госдуме.
По его словам, теперь власти рассматривают альтернативный путь — обновление старых Ан-2 за счет установки новых двигателей. Трутнев также признал, что сектор малой авиации в России сегодня практически отсутствует и требует новых решений.
Говорит авиационный эксперт, кандидат технических наук, экс-конструктор ОКБ Сухого Вадим Лукашевич:
Вадим Лукашевич авиационный эксперт, кандидат технических наук, экс-конструктор ОКБ Сухого «Разработка «Байкала» идет сложно, у Минпромторга как создателя самолета задача его сделать. А Трутнев в данном случае представляет эксплуатацию, и он бы хотел получить самолет, который устраивает его эксплуатационно, то есть одни должны просто выполнить указание президента, а другим с ним жить, на нем летать, его обслуживать, на него тратиться. Естественно, что тут возникает конфликт между производителем, который формально подходит, и эксплуатантом, потому что сам по себе «Байкал» создается давно. Вообще, речь идет о замене самолета Ан-2. В авиации есть такая интересная мысль или правило, что создать большой хороший самолет гораздо проще, чем хороший маленький. Ан-2 в этом плане — совершенно уникальная машина, созданная сразу после войны, в 1945-1946 годах прошлого века, она оказалась настолько удачной, что это один из немногих типов самолетов в истории мировой авиации, который сейчас эксплуатируется. Если все самолеты должны проходить регламентные работы, капитальный и прочий ремонт, это зависит от налетов и от сроков, то есть уникальные самолеты, буквально несколько, которые вылетали все возможные ресурсы и продолжают эксплуатироваться, и они уже эксплуатируются как старые автомобили: что-то сломалось — починили, ездим дальше. Ан-2 очень старый, его уже не производят, в СССР закончили производство, а потом еще в странах Варшавского договора, в Китае производили и так далее, но постоянно, начиная с 1970-х годов, осуществлялись попытки сделать замену Ан-2, и они все безуспешные. С десяток, наверное, проектов, которые тоже должны были быть неприхотливые, экономичные, эксплуатироваться с любых аэродромов, площадок, быть непритязательными к условиям обслуживания, погоде, навигации и так далее. Но не получалось, это невероятно сложная задача. Создать замену Ан-2 сложнее, чем стратегический бомбардировщик, я отвечаю за свои слова. И просто «Байкал» — это одна из последних попыток замены Ан-2, и на его примере видно, что создали «Байкал», потом посчитали цену — 400 с лишним миллионов рублей за один самолет, 445 млн рублей — это данные на май текущего года. Самолет малой авиации, региональный, местный не может стоить 0,5 млрд рублей».
О том, сколько обновленных Ан-2 может выпустить российский авиапром, говорит гендиректор консалтинговой компании Friendly Avia Support Александр Ланецкий:
Александр Ланецкий гендиректор консалтинговой компании Friendly Avia Support «Это порядка двух десятков самолетов, которые будут поставлены заказчикам в течение двух лет после того, как будет сертифицирован самолет с новым двигателем. При идеальном раскладе это займет полгода с сегодняшнего дня. То есть к новому году получат сертификат, и тогда где-то в течение двух лет сделают до 20 машин. Рынку нужно на сегодняшний момент 100 таких самолетов в год, причем у такого типа самолетов есть спрос не только в России, а глобальный. Такие самолеты нужны и в Китае, такие самолеты нужны в Африке, они нужны в Азии во многих странах. И он бы нашел спрос, если бы освоить его производство. Думаю, что это вопрос трех-четырех лет. Возможно, если будет административный нажим, то два года. И если не возродить сейчас самолетостроение, то возродить его через 10-15 лет, наверное, будет вообще невозможно. Насчет выгодно или невыгодно экономически производить столько самолетов, однозначно невыгодно. Чтобы производство самолетов себя окупало, если смотреть на это коммерчески, то таких АН-2 надо делать не 20, не 30, и даже не 200, их надо делать тысячами, тогда придет окупаемость, тогда придет экономическая составляющая этого проекта. Способна ли российская промышленность выпускать тысячами? Я думаю, не способна даже сотнями. Через пять лет может быть».
Проект «Байкал» стартовал в 2019 году, тендер выиграла компания «Байкал инжиниринг», входящая в структуру Уральского завода гражданской авиации. Поставки были запланированы на этот год. Однако 9 апреля был заключен госконтракт с АО «УЗГА» на выполнение опытно-конструкторских работ по созданию регионального самолета с отечественной силовой установкой.
В сентябре прошлого года на Восточном экономическом форуме президент Владимир Путин заявил, что России необходимы собственные надежные самолеты, и поручил ускорить выпуск пассажирской версии «Байкала».
Источник — http://www.bfm.ru/news/573399