Время прочтения: 5 минут #Юридические аспекты
Австралийский аналитический центр Lowy Institute 27 мая 2025 года опубликовал отчет, посвященный кредитной политике Китая. В частности, исследователи заявляют, что 75 беднейших стран мира вскоре столкнуться с рекордными долговыми выплатами Китаю по предоставленным ранее кредитам в рамках инициативы «Один пояс и один путь» (BRI).
Отчет подчеркивает, что выплаты создают серьезное давление на бюджеты уязвимых государств, из-за чего те будут вынуждены урезать финансирование в сферах здравоохранения, образования, и прекращать инвестиции в борьбу с изменением климата. Западные СМИ сразу же подхватили новость и уже окрестили ситуацию «приливной волной» долгов, намекая на риски геополитического влияния Китая.
Но действительно ли Пекин — главный виновник долгового кризиса, или это часть более сложной глобальной картины? Разбираемся, что стоит за этими цифрами, и почему эта тема вызывает столько споров.
Суть проблемы
Само исследование достаточно внушительное и базируется на разных методологиях исследований. Исследователи анализировали бюджетную отчетность по внешнему долгу стран-заемщиков, отслеживали сообщения СМИ, отчеты министерств, документы парламентов, тендерные публикации, утечки соглашений и т.д.
Вот основные тезисы которые они выдвинули на базе этой информации:
- Рекордные выплаты. $22 млрд — беспрецедентная сумма для беднейших стран, которая вынуждает их перераспределять бюджеты, сокращая расходы на здравоохранение, образование и климатические программы. Например, страны Африки и Юго-Восточной Азии уже сталкиваются с дефицитом средств на базовые социальные нужды.
- Связь с «Один пояс и один путь». Большая часть долгов приходится на проекты BRI, такие как железная дорога Будапешт-Белград или энергетические объекты в Лаосе. Китай стал крупнейшим двусторонним кредитором, выдав в 2016 году более $50 млрд. — больше, чем все западные кредиторы вместе взятые.
- Геополитический подтекст. СМИ подчеркивают, что долги могут стать инструментом «политического рычага» для Китая. В пример они приводят Соломоновы острова, Гондурас и Никарагуа, которые признали Тайвань частью Китая после получения кредитов.
- Кризис в Лаосе как пример. Lowy Institute особо выделяет Лаос, в котором китайские кредиты, направленные на развитие энергетики, привели к долговому кризису. Из-за чего сейчас долги Лаоса перед Китаем составляют значительную часть его ВВП.
Тезисы формируют образ Китая как хищного кредитора, чьи действия загоняют уязвимые страны в «долговые ловушки». Находясь в ней, страны якобы должны выполнять директивы Китая, жертвуя своим суверенитетом и идя на уступки. Однако за громкими заголовками скрывается более сложная реальность, требующая критического анализа.
Действительно ли Китай — долговой рабовладелец?
Сам термин «долговая ловушка» наиболее активно начал использоваться западными СМИ после начала торговой войны с США во время первого президентского срока Трампа. Тогда в политике «Один пояс и один путь» (BRI) увидели рычаг экономического давления не только на страны Африки, но и всей Европы, и начали борьбу с ним.
Однако идея «долговых ловушек» часто преувеличивается. Исследование Rhodium Group (2019) показывает, что Китай идет на уступки и реструктурирует долги в пользу заемщиков. Например, с 2000 по 2019 год Китай списал $3,4 млрд. долгов африканским странам и рефинансировал их еще на $15 млрд., а Эфиопия и Замбия получили отсрочки платежей. Это немного противоречит нарративу о намеренном создании неподъемных обязательств.
В целом же долговое давление — это не только проблема Китая. Глобальный рост процентных ставок после пандемии и мировые очаги нестабильности увеличили стоимость кредитов для всех развивающихся стран. Западные же страны на фоне этого сократили кредитные программы, лишив заемщиков альтернатив. Однако даже без Китая эти страны столкнулись бы с долговым кризисом.
Китай финансирует страны, богатые природными ресурсами, оставляя возможность расплачиваться ими по кредитам. А учитывая, что приведенные в исследовании беднейшие страны обладают залежами ресурсов, то Китай чаще всего дает займы именно на их разработку. Западные же кредиторы видят в этом слишком много рисков и предпочитают вкладываться в то, что уже сейчас даст прибыль — долгосрочная перспектива не их конек.
Однако поводы для критики Китая, конечно, не взялись на пустом месте. Непрозрачность данных китайской стороны о предоставленных кредитах BRI оставляет поле для спекуляции: например, AidData оценивает «скрытый долг» перед Китаем в $385 млрд. За такие суммы кредитов приходится отдавать что-то действительно ценное, и в качестве показательного случая приводят случай Шри-Ланки. Там местные власти не смогли расплачиваться по долгам и передали Китаю в аренду на 99 лет порт Хамбантота.
Что в итоге
Западные СМИ охотно рисуют Китай как хищного кредитора. Однако этот образ во многом служит инструментом геополитической конкуренции. Китай укрепляет влияние в Африке, Юго-Восточной Азии и особенно в Океании (например, на Соломоновых островах), выводя их из зоны влияния Европы, США и Австралии. Долговой кризис беднейших стран вызван не только и не сколько Китаем, как глобальными факторами экономических войн и геополитического кризиса. Инициатива «Пояс и путь» принесла многим странам дороги, порты и больницы, но самое главное — развитие добывающей промышленности с возможностью обучения местных жителей высококвалифицированным специальностям.
Однако риски долговой зависимости тоже нельзя игнорировать — у Китая в руках рычаг давления, и с его помощью можно влиять на страны, так как любая политика держится на экономике. Будет ли использовать его китайское правительство и как, это уже вопрос, на который можно будет точно ответить только на дальней дистанции, но что точно известно — демонизировать и нагнетать истерию точно не стоит.
Автор
Михаил Конон Автор
Пишу содержательные статьи о недвижимости, инвестициях, поиске работы и налогах.
Источник — http://realting.com/ru/news/how-debts-to-china-affect-poor-countries